Многие руководители упускают из виду значимость обучения своего персонала. Они не понимают, что в результате этого они рискуют оказаться внутри конкурентной борьбы проигравшими, столкнуться с высокой текучкой кадров и понести материальные убытки.
Однако проведение обучения и последующий контроль за применением новых навыков сотрудниками способны оправдать затраты на тренинги. Повышение квалификации работников безусловно приводит к более качественному обслуживанию клиентов, улучшению бизнес-процессов и, следовательно, увеличению прибыли. Однако существует определенные риски: при отсутствии достаточных знаний можно неправильно выбрать тему для обучения или выбрать правильно, но не убедиться в успешном применении новой информации на практике. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты в области обучения персонала и его выгоды для работодателей, а также основные ошибки при приеме нового сотрудника в компанию. Также рассмотрим классификации образовательных программ.
Цель обучения сотрудников
Обучение сотрудников имеет несколько целей. Во-первых, оно помогает выпускать готовых и подготовленных к работе специалистов из вузов. Зачем работодателям инвестировать в это? Ведь знания, полученные в университете, имеют более абстрактный характер и не обеспечивают качественное выполнение работы в компаниях. Университетская информация может служить лишь фундаментом для работы. Вторая сторона медали заключается в том, что необходимость позволить новым сотрудникам самостоятельно изучать специфику новой деятельности может стать дорогостоящей. Некомпетентные сотрудники могут испортить не только репутацию организации, но и оттолкнуть клиентов, на привлечение которых были потрачены деньги.
Преимущества улучшения навыков персонала
Усовершенствование навыков и развитие персонала приносят ряд преимуществ:
- Повышение профессиональных качеств и способностей сотрудников. Это приводит к увеличению их стоимости на рынке труда и может способствовать повышению в должности и уровню заработной платы.
- Улучшение сервиса и повышение лояльности сотрудников. Прохождение обучающих программ помогает сотрудникам овладеть новыми навыками и знаниями, что позволяет им предоставлять более качественные услуги и уровень обслуживания клиентов.
- Снижение текучести персонала. Этот коэффициент снижается, если организация предоставляет возможности профессионального роста.
- Нематериальная мотивация сотрудников. Обучение выступает как фактор мотивации, который затрагивает уровни саморазвития и реализации потенциала. Поэтому оно обладает долгосрочным эффектом и является более эффективным, чем мотивация на основе финансовых стимулов.
Ошибки при обучении новых сотрудников
При обучении новых сотрудников часто допускаются следующие ошибки:
- Неэффективный выбор темы. Опираясь только на мнение сотрудников или руководителей, можно пропустить слабые места и пробелы в знаниях. Поэтому перед выбором темы необходимо провести анализ и выявить "болевые точки" сотрудников.
- Отсутствие измерений ДО и ПОСЛЕ. Руководители часто надеются, что после обучения сотрудники сами начнут применять новые знания в работе. Однако, без измерения и контроля результатов обучения, эти ожидания не оправдываются. Важно проводить измерения и анализировать прогресс до и после обучения, чтобы оценить его эффективность.
- Отсутствие вдохновения. Если сотрудники не заинтересованы в изучении нового материала, его усвоение будет затруднено. Поэтому важно использовать нематериальные мотивационные методы, показывая сотрудникам перспективы для их будущего развития, возможные преимущества и влияние на повышение их зарплаты.
- Отсутствие системы обучения. Для достижения результатов в области обучения необходим системный подход. Определение необходимых навыков, способов измерения их усвоения и проведение систематической оценки знаний позволяют добиться лучших результатов.Отсутствие зависимости от конкретных кадров делает систему обучения более надежной и эффективной.
- Перегрузка информацией. Передача большого объема информации сразу может привести к плохому усвоению информации. Важно обучать сотрудников, не только заполняя их “операционную память”, но и развивая их способность к пониманию и применению знаний.
Как правильно организовать обучение для достижения результатов
- Проведите аудит слабых сторон сотрудников перед выбором темы обучения. Например, если речь идет об отделе продаж, прослушайте их звонки и получите полную информацию о том, что им требуется для улучшения навыков. Не придумывайте тему самостоятельно, проведите аудит, чтобы получить достоверные данные о текущем положении дел.
- Поставьте перед сотрудниками конкретные цели обучения. Что они должны знать и уметь после тренинга? Какими результатами они должны подтверждать свои компетенции? Установите систему оценки, чтобы сотрудники могли измерять свои достижения.
- Не перегружайте слушателей большим объемом информации сразу. Лучше дозировать информацию и постепенно представлять ее слушателям. Один и тот же материал можно преподнести с разных сторон, чтобы закрепить его усвоение.
- Создайте систему отслеживания результатов применения новых навыков после обучения. Если сотрудники не применяют новые знания на практике, компания теряет деньги и ресурсы, вложенные в обучение. Не достаточно просто надеяться на самопроизвольное применение, необходим контроль. Оценивайте усвоение материала и стимулируйте сотрудников к обратной связи.
- Разделяйте обучение на внутреннее и внешнее. Внутри компании можно проводить адаптацию, наставничество и менторство. Во время внутреннего обучения можно учиться на примерах и анализировать записи звонков в отделе продаж. Однако стоит избегать тренировки на реальных клиентах, чтобы их не потерять. Внешнее обучение может быть полезно для углубленного изучения узких областей.
- Внимательно отбирайте сотрудников, которые действительно заинтересованы в новых знаниях. Если человек не хочет учиться или не видит в этом смысла, лучше не тратить на него финансовые средства компании.
Основные виды обучения персонала
- Подготовка — обучение нового сотрудника всем необходимым для работы навыкам.
- Переподготовка — получение новых навыков в связи с переходом на другую деятельность. Переподготовка возможна только при наличии у сотрудника потенциала и желания овладеть новой сферой. Нужно оценить потенциал работника перед организацией переподготовки.
- Повышение квалификации — получение дополнительных навыков для смены должности или карьерного роста. Руководители особенно заинтересованы в повышении квалификации. При расширении компании продавец может стать руководителем отдела продаж, что потребует новых навыков и знаний.
Методы обучения персонала: разнообразие и польза
- Вебинары и видеолекции: наиболее популярные методы обучения во время пандемии. Они позволяют сотрудникам получать новую информацию и навыки удаленно.
- Книжные клубы: особенно эффективны в больших компаниях.
- Наставничество и менторство: старшие и более опытные сотрудники помогают и руководят менее опытными, передавая им свои знания и опыт через видимую модель действий и обратную связь.
- Тренинги: организованные лекции по определенной тематике, обычно проводятся на протяжении нескольких дней, чтобы углубить знания и навыки участников.
- Деловые игры: имитация важных решений в команде, особенно эффективна для руководящего персонала, чтобы развивать их умение в принятии решений.
- Сторителлинг: обучение новым навыкам через погружение в истории и использование их для развития компетенций сотрудников.
Для обеспечения эффективного процесса обучения рекомендуется привлекать профессионалов. Они помогут провести предварительный аудит, выбрать подходящую тему, отслеживать применение новой информации сотрудниками и закрепить полученные знания. В итоге, разнообразие и сочетание этих методов позволят значительно повысить эффективность обучения и развития персонала.