HR-отдел является структурным подразделением компании, ответственным за эффективное управление человеческими ресурсами (сотрудниками). Ниже в статье рассмотрим, какие функции выполняет отдел кадров и какие роли он может играть.
Одной из основных задач отдела кадров является обучение и развитие сотрудников, которые являются ценным активом компании. Миссия HR-отдела заключается в том, чтобы гарантировать эффективное управление сотрудниками, обеспечить их соответствующими должностным обязанностям зарплатами, а также развивать их навыки. Отдел кадров также отвечает за процессы набора персонала, прием на работу, увольнения и управление зарплатой и льготами.
Какую работу выполняет отдел кадров?
Отдел кадров регулирует процессы, связанные с поддержкой кадровой базы компании, обеспечивает актуальность документов, своевременную выплату заработной платы, предоставление льгот (например, для родителей с детьми) и организацию медицинских осмотров персонала. Он разрабатывает эффективную политику, процедуры и инструкции, удобные для сотрудников. Кроме того, управление персоналом способствует внедрению миссии, ценностей и видения компании в корпоративную культуру.
Рекрутинг
Найти и привлечь перспективных кандидатов - одна из основных функций отдела кадров, который использует бизнес-цели компании для управления процессом найма. HR-специалисты оценивают требования к должности, чтобы определить ключевые обязанности и необходимую квалификацию перед написанием вакансий и размещением объявлений. Они направляют квалифицированных кандидатов в компанию и сопровождают их на всех этапах найма, отправляя резюме и проводя собеседования.
Найм
Отдел кадров предлагает условия для привлечения квалифицированных кандидатов и договаривается о заработной плате, бонусах и льготах. Правильный отбор персонала - важная задача HR-отдела, так как успех компании зависит от компетентных сотрудников. Качественный набор персонала улучшает результаты бизнеса и эффективность. Поэтому тщательная проверка каждого кандидата, включая достоверность информации о прежних местах работы и образовании, является необходимой. После согласия кандидата на предложение, отдел кадров отвечает за его адаптацию. Администрирование После приема на работу сотрудник может рассчитывать на поддержку отдела кадров во всех административных вопросах, начиная с заполнения необходимых документов (заявление о приеме на работу, согласие на обработку и передачу персональных данных, трудовые книжки, справки из ПФР и т.д.) и заканчивая организацией графиков работы. Отдел кадров выступает в качестве посредника в разрешении конфликтов между сотрудниками и рассматривает дисциплинарные вопросы. В случае возникновения сложностей, сотрудники могут обратиться к HR-специалистам, которые примут необходимые меры. Например, если у сотрудника возникают проблемы в общении с руководителем (будь то руководитель команды или генеральный директор) или конфликт с другим сотрудником, HR-отдел поможет решить ситуацию. Кроме того, HR-отдел ответствен за соблюдение компанией всех применимых законов, касающихся найма и трудоустройства.
Компенсации
Отдел кадров часто отвечает за контроль и регулирование компенсаций, включая заработную плату и стандартные бонусы, такие как оплачиваемый отпуск, абонемент в фитнес-зал, курсы английского языка и медицинское страхование. Обеспечение своевременной выплаты полагающихся льгот (включая премии) играет важную роль в удовлетворенности сотрудников. Кадровые специалисты готовы отвечать на возникающие вопросы о льготах в области здравоохранения, времени отпуска, вычетов налогов и других проблемах.
Здоровье и безопасность
Отдел кадров придает большое значение здоровью и безопасности сотрудников. Они исследуют и разрабатывают процедуры по охране труда и технике безопасности в соответствии с законодательством и правилами. Отдел кадров может предложить обучение по охране труда и технике безопасности, рекомендовать подходящую одежду и оборудование, когда это необходимо для выполнения технических работ.
Обучение и развитие персонала
Для повышения производительности персонала обычно проводятся обучающие мероприятия. Отдел кадров совместно с руководителями организует эти мероприятия. В некоторых случаях для консультации приглашаются внешние специалисты. HR также следит за актуальностью сертификатов и лицензий у сотрудников и по возможности организует оплату курсов повышения квалификации. Обучение может включать психологические тренинги, которые особенно важны для сотрудников технической поддержки, чтобы им помогать справляться со стрессом, который часто связан при работе с клиентами. Отдел кадров также заботится о развитии сотрудников и помогает им сосредоточиться на планировании карьеры. Подготовка наилучших сотрудников к продвижению является одним из приоритетов отдела кадров.
Дисциплинарные меры и увольнение
В случае нарушений со стороны сотрудников отдел кадров принимает соответствующие меры для исправления или выражения недовольства в отношении нежелательного поведения или работы. Решения могут включать устное или письменное предупреждение, испытательный срок или увольнение. Каждый случай рассматривается индивидуально, и строгость мер, принимаемых в ответ, зависит от серьезности нарушения. Когда сотрудник получает предложение работы от другой компании, не проявляет достаточной компетентности или нарушает корпоративную политику, отдел кадров отвечает за управление увольнениями. В рамках данного процесса HR может проводить выходные интервью и организовывать выплату последней зарплаты.
Карьера в отделе кадров
В отделе кадров существует множество вариантов профессионального роста. Должности могут варьироваться от ассистента кадрового специалиста до руководящих или управленческих должностей, таких как HR-дженералист, HR-менеджер и HR-директор.
Кроме того, в крупных организациях в отделах кадров работают сотрудники, специализирующиеся на определенных компонентах управления персоналом, таких как организационное развитие или безопасность. У них могут быть должности менеджера по обучению, консультанта по организационному развитию или координатора по безопасности.
Внутренний HR против аутсорсинга
Отдел кадров, ответственный за набор и обучение персонала, играет стратегическую роль в помощи компаниям в адаптации к постоянно меняющимся условиям. Иногда некоторые функции отдела кадров могут быть переданы на аутсорсинг, например, администрирование заработной платы. Это дает отделу больше возможностей сосредоточиться на более высокоуровневых функциях, таких как организационное развитие или стратегия найма. Решение о наличии собственного отдела кадров или передаче этих функций на аутсорсинг зависит от множества факторов, включая размер организации.
Компании, которые выбирают аутсорсинг своего кадрового отдела, сэкономят время и деньги, так как отказываются от ежегодных выплат заработной платы и начисляют небольшую плату непостоянной команде за необходимые услуги. Компаниям не нужно приобретать и настраивать систему управления кадрами HRIS, что может вызывать некоторые сложности. Однако аутсорсинг имеет менее персональный характер, поскольку кадры на аутсорсинге испытывают сложности с интеграцией в команду, и постоянные сотрудники могут быть несогласными с приказами извне.
Собственный кадровый отдел также администрирует соответствие корпоративной политики с местными, государственными и федеральными законами.
В конечном счете, руководители высшего уровня принимают решение о выборе между внутренним или аутсорсинговым кадровым отделом.
Отдел кадров: часто задаваемые вопросы
Что охватывают кадровые процессы?
Кадровые процессы включают в себя:
- Планирование человеческих ресурсов
- Управление вознаграждениями и льготами сотрудников
- Управление производительностью
- Трудовые отношения
Каковы основные компетенции HR?
Основные компетенции HR включают:
- Коммуникация: отдел кадров содействует общению между сотрудниками и руководителями. Этот отдел также занимается разрешением конфликтов.
- Понимание бизнеса: HR-команды должны иметь представление о бизнесе, чтобы понимать, как кадровая политика способствует достижению организационных целей и разрабатывает стратегии для их достижения.
- Этика: HR должен заслужить доверие внутри организации, чтобы быть эффективным.
- Знание кадровых ресурсов: команда HR должна быть хорошо осведомлена о важности и стратегиях кадровых ресурсов. Каждый член отдела кадров должен постоянно развиваться, чтобы оставаться в курсе современных требований.
Сколько сотрудников требуется в кадровом отделе?
Хотя закон не требует наличия кадрового отдела, некоторые предпочитают смотреть на количество сотрудников в компании в качестве показателя. Когда число сотрудников достигает 40-50 человек, возникает необходимость привлечения специалиста в области персонала.
Какие должности существуют в кадровом отделе?
Кадровый отдел включает различные должности, среди них существуют 5 основных:
- Рекрутеры: занимаются поиском и наймом талантов.
- HR-специалисты по развитию: заботятся о новых сотрудниках и предоставляют возможности для обучения.
- Бухгалтеры: устанавливают уровень заработной платы и льгот, соответствующий рынку труда.
- Директора по охране здоровья и безопасности: обеспечивают соблюдение государственных требований в области безопасности и охраны труда.
- HR-специалисты по персоналу: защищают права сотрудников и разрешают споры.